ДЛЯ ТЕХ КТО ВИДИТ СНЫ И ПОМНИТ ИМЕНА

3 января 2003 года исполнится 111 лет со дня рождения Дж. Р. Р. Толкиена - человека, сотворившего мир. По Средизью, описанному им, в трилогии "Властелин колец", проложены виртуальные туристические маршруты, изданы атласы, карты, путеводители. Учёные дяди и тёти защищают диссертации на замысловатые темы, найденные на потайных тропах этого самого Средиземья. Лингвисты корпят над анализом грамматики, синтаксиса и правописанием имён собственных эльфийского языка. Результатом этих изысканий стало издание "Введения в эльфийский и другие языки западных областей Средиземья" С 1970 года слово "хоббит" внесено в Оксфордский словарь английского языка. По книгам Толкиена пишут труды структуралисты, культурологи, антропологи, политологи. Королева Дании Маргрете || под влиянием "Властелина колец" обратилась в христианство. Так слился мир, придуманный человеком, с миром, придуманным Богом. Как же Толкиену удалось из Слова сотворить мир, ставший реальностью? Почему это удалось именно ему? Каким должно быть Слово и на какую почву ему следует пасть, чтобы прорасти Вселенной?

Человек Слова.

А дело было так: однажды в сборнике англосаксонских религий, поэт Толкиен наткнулся на строки "Привет тебе, Эарендел, святейший ангел - посланный людям в срединные земли". Это была не первая книга, которую он прочёл в своей жизни, - всё-таки Дж. Р. Р. Толкиен был профессором Оксфордского университета, специалистом как раз по англосаксонской литературе, древнеисламскому языку и древнескандинавской мифологии. Но почему-то именно после этих строк он почувствовал странный трепет, как будто что-то шевельнулось в нём, пробуждаясь ото сна. Позднее он напишет: "Это было нечто отдалённое, чужое и прекрасное, оно было далеко за теми словами, что я пытался постичь...". А потом в один прекрасный день рука Толкиена потянулась к чистому листу бумаги, на котором он вывел одну единственную фразу: "В норе под горой жил-был хоббит". Что за хоббит и почему он там жил, Толкиен не имел понятия. Это интуитивное знание сокровенных глубин рождает удивительные образы. Так видят мир пророки и поэты. Так творятся мифы и заклинания. Ведь у человечества, как и у каждого человека, тоже была пора мудрого младенчества, когда всему на свете давались имена и в каждое имя вкладывалось знание о сути вещи. Об этом очень ярко сказано в книге английского писателя Гилберта Честертона "Вечный человек": "Если дикарь говорит профессору, что вначале на свете была только пернатая змея, профессор должен содрогнуться и на половину поверить, иначе он не имеет права судить о таких вещах".

Крона Смысла.

Так что фэнтази - не жанр. Это дар пробуждать прапамять, воскрешать истинные имена и смыслы. Известно - мир таков каким мы его видим. Рождённый Словом (помните библейское: "Да будет Свет - и стал Свет!"?). он продолжает Словом твориться. И в этом человек подобен Богу. На богословском языке такой процесс "сотворчества" называется синергией. Но если Средиземье, в которое нас возвращает Толкиен, существовало в незапамятные времена, в эпоху, когда люди дружили с богами и эльфами, почему так живо этот мир воспринимается сегодня? Вполне возможно, что миры и цивилизации "не умирают насовсем", а продолжают существовать в каких-то других измерениях, время от времени проявляясь через творчество писателей, поэтов, художников. Совсем недавно учёные объявили, что обнаружили зеркальный мир... У фэнтази есть ещё одна особенность: этот мир может реализоваться только в душе каждого, соприкоснувшегося с душой через Слово. Попытки перенести его в нашу реальность заканчиваются абсурдом и пародией, когда молодые (и не очень молодые) "паломники" в Средиземье, завернувшись в занавески, размахивают деревянными мечами: сражаются с силами Тьмы. Впрочем, во все времена попытки "перевода" мифом и легенд, учений и откровений на "одномерный" уровень нашего бытия заканчивались в лучшем случае казусами, в худшем - войнами и инквизицией.

К списку статей.

НА ГЛАВНУЮ

 

Hosted by uCoz